Чт, 28 Мая, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Физкультура на удалении: новый опыт не заменит живых уроков

Евгений Скворцов | 20.05.2020 11:54:30
Физкультура на удалении: новый опыт не заменит живых уроков

Физкультурой нужно заниматься в спортзалах и на стадионах. Фото Геннадия Логунова

В условиях пандемии и карантина система образования перешла на дистанционное обучение. Уроки физкультуры проходят в режиме самоизоляции под контролем учителей, которые обучают детей с помощью Интернета.

На дому нереально проводить полноценные занятия, но для поддержания формы педагоги применяют свои методы подготовки.

Творческий подход

Со временем в процесс втянулись как наставники, так и их подопечные, продолжая занятия в непростых обстоятельствах. Учебный год ещё не окончен, и с соблюдением мер предосторожности уроки проходят регулярно.

— Отправляю своим подопечным видеозадания по физическим упражнениям или задаю изучение теории по конкретному виду спорта (правила игры, история создания и так далее). Стараюсь не перегружать ребят, так как сейчас нагрузка у них возросла, родителям сложнее объяснить детям тот или иной материал по другим предметам, следовательно, тратится больше сил с обеих сторон, — отмечает преподаватель физической культуры школы в селе Хрущёвка Липецкого района Виктор ГАВРИЛОВ. — Несмотря на карантин, рекомендую ученикам по возможности дышать свежим воздухом, совершать недолгие прогулки. Большинству ребят надоело сидеть дома, они хотят в школу, скучают по учителям и одноклассникам.

Прислушиваются к советам взрослых и представители подрастающего поколения, для которых нынешняя ситуация — возможно, первый серьёзный жизненный опыт. Большинство уже адаптировалось к новым реалиям и спокойно выполняет задания на расстоянии.

— На дистанционном обучении мы не забываем про физкультуру. Занимаемся со скакалкой, отжимаемся, приседаем, выполняем бег на месте, делаем упражнения на пресс, — рассказывает ученица той же школы Вероника БИРЮКОВА. — Но в домашних условиях нет специального оборудования, а пространство ограничено, поэтому ничто и никогда не заменит нам школу и учителя. Очень хочу, чтобы скорее возобновились занятия!

Некоторые педагоги решили подойти к своей работе творчески и помимо стандартных заданий предложили изучить историю спорта и попробовать пофантазировать с кистью в руках.

— Рисунки помогают сменить умственную деятельность на творческую. Плюс можно понять, что именно любит ребенок в занятиях физической культурой и спортом, подсказать и направить в спортивную секцию в будущем, — делится учитель физической культуры начальной школы села Ленино Дмитрий ГУЛЯЕВ. — Уроки физкультуры я провожу, как и остальные преподаватели, с помощью виртуальных платформ, созданных для таких занятий. Задача учителя — оповестить родителей и детей, по какой системе мы учимся. Расписание уроков остаётся прежним, но проходят они в разной форме. Показываю упражнение в режиме онлайн, а дети повторяют. Даю и теоретические задания: например, рассказать о возникновении физической культуры или о том, как проходили первые Олимпийские игры. Также проходят конкурсы на самый интересный урок, придуманный детьми, и конкурс рисунков на тему «Спорт в режиме самоизоляции». Бывают сложности с платформами, которые иногда зависают. Вначале школьникам было сложно из-за проблем с восприятием: постоянно прислушивались, поэтому приходилось повторять по 3-4 раза. Со временем все втянулись, но реальные занятия физической культурой виртуальными заменить нельзя. Ещё есть проблемы с условиями: у кого-то дома мало места, у кого-то проблемы с доступом в Интернет. Но все занимаются с огромным желанием...

Изголодавшиеся по учёбе школьники — событие неординарное, но вполне объяснимое. В классах идёт постоянное общение, происходит много интересных событий, а в период карантина привычный ритм жизни частично приостановился, поэтому и появилось желание воссоединиться в сети и выполнять задания на удалённом доступе.

Электронная школа

Министерство просвещения РФ для интерактивного обучения предоставило несколько крупных интернет-площадок. На специальных сайтах можно найти как видеоролики, так и методическую литературу. При грамотном подходе ученики способны не только улучшить свои физические кондиции, но и развить интеллектуальные способности.

В обычное время далеко не каждый ребёнок воздержится от прогулок, вместо того, чтобы взяться за книгу, а сегодняшняя ситуация вынуждает поступать именно так.

— Я, как учитель физической культуры, столкнулся с определёнными проблемами в дистанционном обучении. Как грамотно организовать учебный процесс? Как оценивать работу учеников? Вот главные задачи, которые стояли передо мной, — объясняет учитель физкультуры 29-й липецкой школы Артём ПАВЛОВ. — Я решил сделать упор на теоретическую подготовку. Задания формируются в виде тестов, материал в которых подбирается в зависимости от учебной программы. Для заданий использую сайт РЭШ (Российская электронная школа, resh.edu.ru). Поскольку у многих возникают проблемы с Интернетом, я не принципиален в оценке отчётов по домашнему заданию. «Неуд» ставлю только в случае, когда ученик полностью игнорирует задания в течение двух недель.

Также мы не забываем активно тренироваться дома. Все комплексы расписываю лично в электронном журнале либо даю ссылки на видеоисточники. Задания стараемся разнообразить, каждый раз делать акцент либо на одну группу мышц, либо на развитие конкретных физических качеств. Все упражнения подбираются из ранее изученных, чтобы не возникали сложности при их выполнении. Форма занятий — любимая мною «круговая тренировка» или повторные упражнения. В зависимости от наличия инвентаря предлагаются другие варианты упражнений. Постоянно даю рекомендации по самоконтролю во время тренировок и по соблюдению санитарно-гигиенических мер. Когда разрешили заниматься спортом на улице, начал давать упражнения в виде пробежек и кроссов. Обратная связь происходит за счёт видеороликов, которые школьники присылают куда угодно: в мессенджеры или электронный дневник.

Добавим, что РЭШ — сегодня самый популярный ресурс с интерактивными уроками. Для эффективного обучения используются самые разные форматы: задачи, видеоуроки, упражнения для самопроверки, тематические курсы, фильмы.

— «Удалёнка» для всего образования стала большим испытанием. Особенно для учителей физической культуры и тренеров. Проводили тренировки и видеоуроки в формате онлайн, показывали упражнения, а дети выполняли задания: отжимания, приседания, подъём туловища из положения лёжа, планка и многое другое, — отметил учитель физкультуры 29-й школы Владимир БУШМИН. — Всё это пригодится в дальнейшем для сдачи норм ГТО. По совместительству я работаю тренером в СШ № 12, записываю своим воспитанникам упражнения на развитие технических способностей для игры в футбол и мини-футбол, получаю от них обратную связь, корректируя ошибки и недочёты. Вся эта работа, конечно, не заменит привычного формата тренировок. Будем надеяться, что скоро процесс обучения вернётся в нормальное русло.

А пока возвращение только планируется, можно воспользоваться ещё одним виртуальным ресурсом под оптимистичным названием «Билет в будущее» (site.bilet.worldskills.ru). На этом портале ребятам помогут разобраться с выбором будущей профессии и познакомиться с разными специальностями. Сайт отличают множество тестов, красочное оформление и интерактивный формат.

Соцсети в помощь

Сегодня большинство педагогов делится опытом с коллегами из других регионов. Физкультура и спорт — сферы специфические, поэтому к ним необходим грамотный подход.

— С послаблением карантина учитель физкультуры стал давать задания на улице в виде кросса или другой беговой работы. Помимо этого мы выполняем физические упражнения на развитие всех групп мышц и изучаем теоретический материал, после чего проходим по нему проверочные тесты. Мне немного легче, поскольку я занимаюсь лёгкой атлетикой и помимо школьной программы ежедневно выполняю свой график тренировок, — отмечает ученица 29-й школы Дарья ЕРЕМЕЕВА. — В Интернете сейчас очень много видеоуроков, где можно посмотреть технику выполнения любого упражнения. Дистанционный процесс — вынужденная мера и не заменит полноценного урока физкультуры, однако поможет поддержать наработанные ранее физические и технические способности.

Впрочем, обольщаться по поводу успешно придуманной системы не стоит. Если одна категория подростков относится к заданию тренера ответственно и профессионально, то к другой надо найти особый подход. Но на то оно и педагогическое мастерство, чтобы успешно решать как простые, так сложные задачи.

— Веду уроки через специальную программу, а дети выполняют задания через социальные сети. С некоторыми бегаем с утра в парке — это пловцы уровня первого разряда и кандидата в мастера спорта. Остальные выполняют задания через РЭШ, присылают контрольные и самостоятельные задания на почту, — рассказывает учитель физкультуры 33-й школы Липецка Сергей ПАПИН. — С помощью Интернета работаем с маленькими футболистами. У многих ребят всё получается, но есть и трудные ученики. До них не достучишься — то Интернета нет, то связи. В общем, как в случае с плохими танцорами...

Между тем социальные сети помогают не только успешно работать, но и существенно расширять аудиторию.

— У нас есть электронный журнал, в который я записываю задания на неделю. Дети потом выполняют упражнения и присылают видеоролики. В основном это элементы из «президентских состязаний» — подтягивание на перекладине, отжимания, упражнения на гибкость. У кого со здоровьем плохо, пишут рефераты в электронном виде и отправляют по Интернету, — объясняет учитель физкультуры 24-й липецкой школы Геннадий АБРАМОВ. — У меня только во «ВКонтакте» пятьсот человек, хватает учеников и в других соцсетях. Вынуждены работать в таких условиях, но по-другому сейчас никак...

Насколько быстро удастся преодолеть непростой период, пока сказать нельзя. Главное, чтобы то, что мы сегодня считаем временным, не превратилось в постоянное.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных