sport.lpgzt.ru - Панорама Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
12 сентября 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Фото недели 
Спортивное лето
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Панорама 

Максим Раилко: «Велосипед? Это свобода, энергия, скорость, драйв!»

12.09.2018 "Липецкая спортивная газета". Евгений Скворцов
// Панорама

Велоспорт прочно вошёл в жизнь Максима Раилко ещё в детстве. Немудрено, что со временем он стал не только профессиональным спортсменом, но и тренером, а сейчас передает свой опыт юному поколению. 


В беседе с «ЛСГ» наставник липецкой ДЮСШ № 7 Раилко рассказал о многообразии велостихии, горных и шоссейных трассах, байках и многом другом. 


Колёса за сто тысяч


— С чего началось ваше увлечение велоспортом?


— В нашем дворе у каждого мальчика был велосипед. Особо далеко мы, естественно, не уезжали, но проводили на велике целый день. Весной был невероятный праздник, когда папа доставал двухколёсного друга из подвала и я делал первые обороты педалями.


— Свой первый спортивный велосипед помните?


Мой самый первый спортивный шоссейный велосипед Харьковского велозавода так и назывался — ХВЗ. Кстати, такие машины выдавали в спортивной школе. А через год родители купили итальянский «шоссейник» фирмы «Fausto Coppi». Хромомолибденовая рама — достаточно редкая в Липецке — сразу повысила мои результаты.


— Насколько быстро вас затянула велостихия?


— Захлестнула моментально. До велоспорта пробовал себя в дзюдо, футболе, тхэквондо и даже шахматах. Вы правильно отметили — стихия! Велоспорт во всех своих проявлениях — это свобода, энергия, скорость, драйв!


— Дорого ли обходится — как в плане приобретения, так и обслуживания — велобайк?


— Всё зависит от целей его использования. Как и в любом виде деятельности, чем профессиональнее оборудование, тем оно дороже. Правда, понятие любительского у всех разное, поэтому вопрос цены сугубо личный. А обслуживать велосипед необходимо, иначе можно упустить процесс износа важных деталей.


— Сейчас велосипеды в моде. А как было раньше?


— Я бы дал другое определение. Всё больше людей используют велосипед как средство поддержания физической активности и как средство передвижения. Раньше наши граждане в меньшей степени заботились о своём здоровье, да и проезд был бесплатным... 


— Почему выбрали именно маунтинбайк? Чем привлекло это направление?


— Когда у меня был перерыв в спорте, маунтинбайк привлёк своей доступностью. Куда приятнее отправиться в лес, прокатиться по полю, вдоль реки. С другой стороны, поездки на шоссейном велосипеде вдоль наших трасс стали куда опаснее. Большое количество фур и практическое отсутствие обочины вынуждают переживать за свою безопасность, особенно когда грузовики проносятся в сантиметрах от тебя. 


К переходу в маунтинбайк подтолкнуло и другое: крайне интересно испытать себя на новых трассах и спецучастках. Впрочем, для подготовки спортсменов мы используем тренировки как на шоссейных, так и на горных велосипедах.


— Были кумиры среди липецких, российских и международных велоспорт­сменов?


— Когда я только пришёл заниматься, к нам со сборов приехали ребята, которые на тот момент были в звании мас­теров спорта международного класса. Про одного из них нам говорили, что только колёса у него стоят 100 тысяч рублей! А дело было в 2004 году! Из российских гонщиков в то время все, конечно, болели за Дениса Меньшова, а в планетарном масштабе — за Лэнса Армстронга, даже несмотря на допинговый скандал.


— Вы уже достаточно опытный спортсмен. Каких высот в карьере достигли и к чему стремитесь?


— Самые значимые победы у меня были в велоспорте-тандеме, когда в России только начали развивать паралимпийский спорт. В этой дисциплине были все комплекты наград — от «бронзы» до «золота». А на данный момент высоких спортивных целей перед собой не ставлю. Каждую возможность участия в соревнованиях расцениваю как дополнительный опыт, которым можно поделиться с воспитанниками. Но и самому приятно осознавать, что организм может работать на полную катушку.


Студёновский карьер и  маунтинбайк


— Расскажите о прошедшем недавно в Липецке Кубке Черноземья. Чем соревнования порадовали, а что хотели бы улучшить в организационном плане?


— Нашу домашнюю трассу считаю лучшей в Кубке Черноземья. Именно на ней достигаю ощущения «flow» (англ. «поток» — Прим.ред.), когда едешь по техническим участкам с особым удовольствием. Организация в Липецке — лучшая во всём Кубке. Хотя оценил бы её всё же на «пять с минусом», так как есть небольшие штрихи, над которыми команде организаторов надо ещё поработать. 


— На своей странице в «ВКонтакте» вы публикуете много информации о велоспорте. Пытаетесь таким образом его популяризировать?


— Можно сказать и так. Иногда пишу небольшие отчёты по гонкам. Думаю, люди, которые редко катаются на велосипеде, могут проникнуться духом истории, которую я несу. Мне, как фанату своего вида спорта, хочется, чтобы как можно больше людей охватила жажда гонок, пусть и на любительском уровне. 


— Маунтинбайк — сложный вид спорта как технически, так и физически. За счёт чего набираете и поддерживаете спортивную форму?


— Базу физической готовности закладываю зимой. С приходом весны участвую в гонках. Как правило, организаторы делают их заведомо не слишком сложными, чтобы была возможность вкатиться в сезон. А дальше — по нарастающей.


— Насколько важна в велоспорте психологическая устойчивость?


— Очень важна! Концентрация во время гонки должна быть максимальной. Малейшая ошибка может привести к поломке или вовсе к падению. Также важны качественный сон и правильный настрой перед гонкой.


— Участие в кросс-кантри — способ заработать медаль и памятный приз на финише, возможность научиться чему-то новому или очередной шанс для самореализации?


— Всё правильно, только в другом порядке: возможность научиться чему-то новому, вариант для самореализации, медаль.


— Удалось ли попробовать свои силы вдали от дома — в Крыму или в Сочи?


— К сожалению, нет. Соревнования достойного уровня там проходят, но в финансовом плане это очень затратные поездки. В 2016 году довелось принять участие в двух стартах в Санкт-Петербурге по циклокроссу (разновидность велоспорта, где используют шоссейные велосипеды, но с усиленными вилками и более широкими покрышками, а сама трасса проходит по пересечённой местности с искусственными препятствиями). Опыт оказался положительным, однажды даже «заехал» в призы.


— Известно, что зарплаты детских тренеров оставляют желать лучшего. На первый план выходит фанатизм работающих с детьми специалистов?


— Получается, так. Сам не понимаю, почему я всё ещё с ними мучаюсь (улыбается).


— С чем, на ваш взгляд, связан массовый отток юных липецких велосипедистов в Москву и Санкт-Петербург?


— Всё просто. В Липецке мы доводим ребят до определённого уровня, но дальше из-за отсутствия финансовых вложений развитие гонщика тормозится. Для роста спорт­смена нужны сборы, много сборов — в идеале не меньше 9-12 недель в году, плюс постоянные выезды на соревнования. Только так можно получить необходимый опыт, к тому же гонки всегда самая лучшая тренировка. Я не говорю уже о качественном оборудовании, питании и восстановлении спортсмена. Всё это могут предоставить Москва и Санкт-Петербург и не может Липецк. 


Заброшенное «Пламя»


— Ситуация с заброшенным велотреком на стадионе «Пламя» может измениться в лучшую сторону?


— У нас был один активист, который занимался этой проблемой. Вопрос поднимался и на «Портале неравнодушных», набрал необходимое количество голосов, однако в официальном письме-ответе нам было прямо сказано: денег нет... 


Если бы вы знали, какие суммы велосипедисты-любители платят за аренду велотрека в Крылатском! За год, конечно, он не окупится, но в перспективе — вполне возможно.


— Насколько высока аварийность у гонщиков на шоссе?


— На «Тур де Франс» этого года случались падения едва ли не на каждом этапе, а причина тому — высокое психологическое напряжение почти двух сотен гонщиков. На местных соревнованиях подобное, конечно, тоже случается, но не так часто. Больше падений у юниоров, которые несутся сломя голову. А с приобретением опыта количество аварий и травм снижается. 


— Какие гонки предпочитаете смотреть по телевизору?


— Все главные многодневки сезона — «Джиро д’Италия», «Тур де Франс», сейчас наблюдаю за «Вуэльтой». Кроме того, чемпионаты мира и Европы. Расписание всех гонок отслеживаю в Интернете и по возможности смотрю все заезды.


— Спорт всегда связан с путешествиями. В каких интересных местах удалось побывать?


— В международных соревнованиях я пока не участвовал, но хотелось бы совместить приятное с полезным. Очень интересные гонки проходят в Польше и Испании. В России больше всего нравятся Псебай и Псемён в Краснодарском крае. Наверно, просто из-за того, что люблю горы.


— Какой музыкальный трек соответствует вашему внутреннему состоянию во время гонок?


— Какая только музыка не звучит во время гонки! Но это, как правило, только в ходе марафонов, и в большинстве случаев — мелодичная транс-музыка. В кросс-кантри же должна быть максимальная собранность, там уже не до мелодий.


— А во время отдыха?


— В последнее время поймал себя на мысли, что музыкальные жанры в плейлисте становятся всё более разно­образными. Наверное, старею (улыбается).


Мой байк — мой друг


— Велосипед для вас — орудие труда, средство передвижения или верный друг?


— Во время тренировок с детьми сижу на велосипеде. На работу тоже добираюсь на нём, причём стараюсь делать это круглогодично. Естественно, мой байк — мой друг. Если к нему плохо относиться, однажды он ответит «взаимностью».


— Предпочитаете кататься круглый год или только в тёплое время года?


— Катание весной и осенью — отличный вариант повеселиться. Езда зимой — дополнительная тренировка на координацию. А прошлая зима и вовсе сделала подарок: 1 января с друзьями прокатился по лесу в районе детских оздоровительных лагерей за Соколом. Было необычно, но приятно.


— Говорят, что катание по грязи — отдельная история. Лично вам нравится испытывать на прочность себя и свой велосипед?


— Да, но в пределах ра­зумного. Нужно понимать, что при такой езде увеличивается износ ходовых деталей. При нынешнем курсе доллара это уже не дешёвая забава. Стараюсь иметь отдельный комплект запчастей на межсезонье, чтобы было нежалко.


— Пешие прогулки совершаете?


— Только во время путешествий. Зачем ходить, если есть велосипед?


— Самое дальнее расстояние, которое удалось преодолеть на велосипеде?


— Бревет (велозаезд на длинную дистанцию — Прим.ред.) в 200 километров, но это было только раз. Попробовал и хватит. Специфика кросс-кантри другая. Там такие объёмы ни к чему. Если в сезоне мы и проводим большие тренировки, то не больше 100-120 километров.


— А самый высокий подъём в гору?


— По количеству метров не скажу, но были две горы на сборах в Псебае — Ахмет и Шахан. Подъём занимал порядка 25-30 минут, причём крутить педали пришлось на самой лёгкой передаче и времени для отдыха попросту не было.


— Несколько слов о питании во время гонок.


— Обязателен приём изотонических напитков и гелей, а также восстановительного коктейля после окончания — йогурт, банан, творог.


— Компьютерные игры мешают молодому поколению заниматься спортом или наоборот?


— Сам компьютер не может помешать ребёнку. В моё время также был бум на «Денди» и «Сегу», но при этом за уши не оттащить нас было именно от улицы, от тех же самых велосипедов. Не хотелось бы перекладывать вину на родителей, но так оно и есть. Уверен, если провести опрос среди липецких спортсменов уровня кандидата в мастера и мастера спорта о том, сколько времени они проводят за играми, ответ будет — минимальное. Добавлю, что в наше время успех ребёнка зависит от родителей куда больше, нежели 10-15 лет назад.


— На какую вершину — в жизни и спорте — ещё не успели взобраться, но обязательно это сделаете?


— Личных спортивных амбиций глобального плана не питаю. Пока тренируюсь, соревнуюсь, результаты растут, и это меня радует. А со временем хочется воспитать такую плеяду учеников, чтобы однажды они приехали к нам на базу, а какой-нибудь молодой пацан сказал: «Вау, это у него колёса за 100 тысяч!»




Досье «ЛСГ»


РАИЛКО Максим Александрович. Кандидат в мастера спорта. Родился 28 апреля 1990 года в Липецке. Выступал за сборную Липецкой области по шоссе и сборную России по велоспорту-тандему (спорт слепых). Чемпион России по велоспорту-тандему (спорт слепых) на треке (гит 500 м с места и индивидуальная гонка преследования на 4 км), бронзовый призёр чемпионата России по велоспорту-тандему (спорт слепых) на треке (гит 200 м с ходу и гит 1000 м с места). Окончил факультет физической культуры и спорта ЛГПУ. Холост.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 16 ноября 2018 г.
Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: -9 C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Проверка связей и «связки»

Денис Коняхин // Волейбол

Трудности роста

Альберт Берзиньш // Мини-футбол
  Вверх