Сб, 20 Апреля, 2019
Липецк: +6° $ 64.52 72.84
Сб, 20 Апреля, 2019
Липецк: +6° $ 64.52 72.84
Сб, 20 Апреля, 2019

Екатерина Новикова и Екатерина Лазарева: «Связующий должен делать конфетку из любого приёма»

Денис Коняхин | 14.02.2018

Игру «Липецка-Индезита» в нынешнем сезоне ведут две молодые «связки», две Екатерины — НОВИКОВА и ЛАЗАРЕВА. Они и расскажут о тонкостях игры на этой позиции.

— Основное техническое действие связующей — верхняя передача. Что нужно знать, чтобы правильно освоить этот элемент?

Екатерина Новикова: — Верхнюю передачу в спортивной школе игрокам начинают ставить сразу, как только происходит переход от пионербола к волейболу. При выполнении этого элемента руки находятся надо лбом, большие и указательные пальцы образуют форму треугольника, но большой палец не выходит вперёд, а указывает на нос. Мяча касаются только фаланги пальцев, а никак не ладони! Тогда получится хорошая верхняя передача. Выход под мяч тренируется отдельно: убираешь руки и подбегаешь так, чтобы мяч падал точно на лоб.

Стойка для приёма снизу и сверху тоже отличается. В первом случае игрок подсаживается под мяч, а во втором — ноги должны быть слегка согнуты и при передаче руки и ноги одновременно выпрямляются.

Екатерина Лазарева: — Также одна нога должна быть немного впереди другой, чтобы мяч летел параллельно сетке, а не вперёд.

— Когда вы определились со своим амплуа?

Е.Л.: — Когда начали играть по схеме 4-2. То есть лет в 13. В этом возрасте обычно игроки распределяются по позициям. Хотя изменения могут произойти и позже. Например, если человек перестаёт прибавлять в росте.

Е.Н.: — Я стала пасовать позднее. Атаковать было некому, а я — левша, поэтому меня ставили в нападение. Потом перешла на позицию связующей.

— Для журналистов и болельщиков существуют два основных типа передачи: высокая и быстрая. Подозреваю, что на самом деле их гораздо больше…

Е.Н.: — Если брать передачу в край, то основных типов — два, хотя и со своими нюансами. Например, в нашей команде Ане Сотниковой нужно пасовать высоко, а Владе Коржовой — быстро, пытаясь разорвать блок. На самом деле у каждой нападающей есть своя высота, с которой ей бить удобнее всего.

Е.Л.: — В передаче игрокам первого темпа всё сложнее. Надо учесть высоту, скорость и место доводки. Бывает, что летящему мячу нужно придать чуть-чуть другое направление или оставить над собой.

Е.Н.: — Также пасовать можно, стоя лицом к мячу, а можно себе за голову. Вот лично мне второй вид паса даже удобнее! Хотя в этом случае ты не видишь, куда пасуешь, и ориентируешься только на интуицию и подсказки.

— Какие бывают ошибки при передаче? Бытует мнение, что судьям к связующим придраться легче, чем к другим игрокам.

Е.Л.: — Да, судьи довольно часто свистят ошибки при передаче. Самая распространённая — мяч касается двух рук не одновременно. Бывает, что придираются к звуку, когда передача получается «глухой», или к тому, что мяч крутится дольше положенного.

Е.Н.: — На самом деле сейчас судят довольно лояльно. Но самое неприятное, когда на протяжении всего матча арбитр сквозь пальцы смотрит на недочёты и вдруг в самый ответственный и напряжённый момент свистит ошибку, которую ты и раньше допускала по ходу встречи.

— Правда, что связующая должна бегать быстрее всех в команде?

Е.Н.: — Да, наравне с либеро. Бывает, что мы бежим за мячом метров на девять — второе касание наше. Хорошо, если партнёрши помогут на задней линии, когда успеть вообще нет никакой возможности.

— Когда приём хороший, пасовать удобно и есть варианты. А если приём плохой?

Е.Н.: — Мой тренер в спорт­школе говорил, что я при плохом приёме должна сделать кое из чего конфетку (улыбается). Связующей в любом случае нужно создать максимально удобную позицию для нападающей.

Е.Л.: — Конечно, при плохом приёме пасуешь в край. По возможности в дальнюю сторону, чтобы хоть как-то осложнить жизнь центральным блокирующим соперника.

— У многих связующих пальцы перебинтованы пластырем. Хорошо ли это предохраняет от травм и как часто вы его используете?

Е.Н.: — Я стараюсь бинтовать пальцы только в крайних случаях. С бинтами неудобно — мяч чувствуется совершенно по-другому. Да и вообще пальцы больше заматывают мужчины, потому что основные травмы можно получить, пытаясь заблокировать сильные удары.

— Действия связующих на площадке не ограничиваются только передачей нападающим…

Е.Н.: — Да, связующая должна уметь хорошо защищаться и подавать. На блоке от нас многого не требуют, так как мы ниже нападающих.

Е.Л.: — Всё равно на блоке надо хотя бы смягчать удары. Даже Юля Шкляева из «Олимпа» при росте 170 см пытается затруднить жизнь нападающим.

— Должна ли «связка» командовать другими игроками на площадке?

Е.Л.: — Скорее не командовать, а организовывать атаку. Направлять, в какую сторону бежать нападающим. Это можно назвать тактикой игры.

Е.Н.: — В детском волейболе можно наблюдать, как игроки сталкиваются друг с другом, если пасующая отдаёт передачу молча. Такого быть не должно.

— За счёт чего пасующая может обмануть блок?

Е.Л.: — Показать одно, а сделать — другое. Показала вперёд — отдала назад. Или уводить блок в сторону за счёт нападающей первого темпа.

Е.Н.: — Главная «обманщица» в нашей лиге — Лена Бояркина из Тулы. Она из любой позиции, даже поднимая мяч с пола, может отдать передачу первому темпу. Чем больше нестандартных действий у связующей, тем больше шансов поставить в тупик блок и защиту противника.

— Сколько времени нужно связующей, пришедшей в новую команду, чтобы сыграться с нападающими?

Е.Н.: — Чтобы понимать друг друга и выдавать интересные комбинации, нужен целый сезон. Но чтобы просто понять, кто из нападающих в каком стиле играет, достаточно пары-тройки тренировок.

— Кто для вас является ориентиром как для связующих в России и в мире?

Е.Л.: — Из российских — Марина Бабешина…

Е.Н.: — …а из зарубежных — бразильянка Фабиола.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных